?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Самовредительство.

Хочу обсудить с вами, дамы и господа,вопрос, о котором думаю уже несколько дней. Как Вы считаете, что может быть первопричиной того, что человек систематически совершает действия, которые являются деструктивными для него? То есть речь не об одной какой-то вредной привычке, а в целом о склонности к самовредительству. Например, такой комплекс: нелюбимая работа, нежелаемое общение с неприятной компанией, плохая пища, просмотр пустых сериалов вместо чтения и т.п. (пример просто как вариант). При этом речь о тех людях, которые понимают, что им стоило бы поступать иначе и у них есть возможность поступать иначе, но все равно продолжают сознательно деструктивить.
У меня все мысли крутятся вокруг ненависти к себе и, как следствие, несознательных попыток самоуничтожения. В тоже время, эти размышления дополняются вариантами различных страхов... В итоге, в лучших традициях экзистенциальной психологии, у меня всё сводится к страху смерти как первопричине. Эта же гипотеза подкармливается тем фактом, что самоуничтожением занимается подавляющее большинство людей "западного" мышления, но очень слабо подобное выражено в среде буддистов и индуистов, культура которых не предполагает такого уровня страха перед смертью.
В общем, такие вот у меня размышления. Очень хочу прочесть ваши, наверняка они поспособствуют расширению горизонтов.


П С.Прошу участвующих в обсуждении темы не привязываться к примеру, а опираться на идею . Пример - всего лишь пример, один из множества возможных, не для всех актуальный и справедливый.

Комментарии

( 60 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
enikibeniki
18 май, 2014 10:08 (UTC)
страх смерти? скорее наоборот - желание побыстрее закончить/проспать эту жизнь.
ifeya
18 май, 2014 10:13 (UTC)
Одна из форм страха смерти - "игра" с ней, как форма конфронтации. Кроме того, нечто находящееся за пределом понимания притягивает так же сильно, как и пугает...знаете выражение "сладостный вкус страха".
(без темы) - enikibeniki - 18 май, 2014 11:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 14:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - enikibeniki - 18 май, 2014 15:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 15:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - enikibeniki - 18 май, 2014 16:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 16:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - enikibeniki - 18 май, 2014 16:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 17:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - apismellifera27 - 20 май, 2014 16:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - quangel - 18 май, 2014 18:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 19:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - quangel - 18 май, 2014 20:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 20:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - quangel - 18 май, 2014 20:29 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
ifeya
18 май, 2014 14:50 (UTC)
Как Вы думаете, лень это некое первичное переживание или его можно разложить на что- то?
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 15:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - grace_van_dir - 18 май, 2014 18:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 19:20 (UTC) - Развернуть
paradiseoneart
18 май, 2014 10:47 (UTC)
Скорее наоборот от желания получить удовольствие здесь и сейчас, и минимум ответственности. Т.е. закоренелый эгоизм, любовь исключительно к себе. Не желание думать о последствиях в перспективе. Либо человек получается определенные "няши" - жалость окружающих, возможность и дальше оставаться маленьким ребенком, не напрягаться и т.д.
Есть вредную пищу - просто эта пища нравится больше, чем полезная. Смотреть сериалы - просто нравится опять же, не надо напрягать мозг. Работать на нелюбимой работе? А если вдруг станешь работать на любимой, о чем будешь жаловаться окружающим? Каким образом еще будешь чувствовать себя умным, работящем, неоцененным?! На любимой работе прийдется отдаваться на все 100 процентов, а на нелюбимой можно и пофилонить.
ifeya
18 май, 2014 14:52 (UTC)
То есть такой себе инфантилизм, капризный ребёнок? Очень кстати да. Встречала такое мнение, что современное общество очень инфаетильно. Что то в этом определённо есть.
vesna_04
18 май, 2014 10:57 (UTC)
Знаю одного такого... Он ещё и смакует всякие предсказания разнообразных концов света. Такое впечатление, что решил заранее потренироваться в умирании :) А самое прикольное, что действительно перестал бояться смерти. А вообще, ведь ещё Герман Гессе в своём "Степном волке" замечал, что есть категория самоубийц, которые редко накладывают на себя руки, но при этом всю жизнь медленно сами себя уничтожают... Наверное, существование таких самоубийц - просто данность... Чтоб нормальные люди знали, как не надо себя вести :)
ifeya
18 май, 2014 14:53 (UTC)
Хм, да. Но откуда это стремление к убиванию себя?
(без темы) - vesna_04 - 18 май, 2014 14:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 15:40 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
ifeya
18 май, 2014 14:54 (UTC)
А первопричина думаешь разного рода ненависть-вина?
jour_avell
18 май, 2014 13:35 (UTC)
На работе одна сотрудница мне выдала, что не уходит с работы (а с нее она грозиться уйти уже лет пять), потому что боится не найти другую, потому что ничего не умеет больше делать, кроме как работать в данной фирме. Откуда такая заниженная самооценка - это при том, что у человека и опыт и хватка, и приглашения были из крутых компаний, с которыми наша фирма работает. А вот в голове сидит этот комплекс(
Я не думаю, что тут страх смерти, скорее страх попасть в безвыходную ситуацию, не иметь почвы под ногами, неопределенности.

Я вот когда смотрела Алису в стране чудес - меня посетила жуткая паника в момент падения Алисы в кроличью нору. Потому что страшно остаться там, живой и не знать как от туда выбраться.

мой вердикт - игры разума!

Edited at 2014-05-18 13:39 (UTC)
ifeya
18 май, 2014 15:42 (UTC)
А то что Вы описываете, кстати, про страх безвыходной ситуации и т.д. - тоже относят к экзистенциальной данности, но другой - "смысл" (бессмысленность).
ifeya
18 май, 2014 14:28 (UTC)
Прошу участвующих в обсуждении темы не привязываться к примеру, а опираться на идею . Пример - всего лишь пример, один из множества возможных, не для всех актуальный и справедливый.
piter_mood
18 май, 2014 14:53 (UTC)
А я с тобой поделюсь личным опытом вместо абстрактных рассуждений, благо тема актуальная.

Очень часто причиной такого поведения является банальная нехватка энергии. Любая осознанная разумная активность (чтение, правильное питание, смена работы и пр.) требует вложения сил. Да, эти силы потом окупятся, но на начальном этапе они должны быть, чтобы было, что тратить. В какой-то мере это замкнутый круг: у тебя нет энергии, тебе не что всё менять и поддерживать "хорошую" активность, "плохая" активность из тебя высасывает даже тот минимум сил, который есть, и у тебя снова нет энергии. Это очень паршивое состояние.

Разумеется, за отсутствием энергии часто стоят другие причины. Но в тех случаях, когда они не поддаются исправлению (например, объективная внешняя ситуация, которая сама по себе пожирает все ресурсы), ты с этим ничего сделать не может, а энергии-то нет, и это влечёт за собой всё остальное.
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 15:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - piter_mood - 18 май, 2014 15:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 16:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - piter_mood - 18 май, 2014 16:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 16:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - piter_mood - 18 май, 2014 16:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 18 май, 2014 17:09 (UTC) - Развернуть
lutciya
18 май, 2014 15:54 (UTC)
Не читала комментарии, пишу свое видение вопроса:
Небольшое отступление. Душа, прошедшая свой путь и получившая необходимый на данном этапе/цикле/уровне опыт, здесь больше не находиться. Это я к тому, что люди "осознанные" занимаются саморазрушением. Значит не осознали именно этот момент, или не до конца (множество слоев), или у них иные задачи или...
Мне кажется, стоит разделить первопричины (точнее, "места, куда надо смотреть") такого поведения на три:
1. Кармические личные, т.е. все, что идет из предыдущих воплощений Души.
2. Связанные с Родом, т.е. общие родовые задачи, программы и прочее.
3. Собственно, текущее воплощение. Закладка саморазрушающих настроек происходит ВСЕГДА в детстве. Подчеркну и выделю. Все родительские всплески и мысли, даже мимолетные, на тему: "мама или папа тебя не хотели", "мы тебя не ждали", "я думала об аборте", "ты (ребенок) не давал мне спать ночами", "мне было тяжело", "я от тебя устала", "ты мне надоел/достал", "ты все время мешаешь", "без тебя было спокойнее", "если бы не ты...", "таким я тебя не люблю" (более крайние случаи и всплески агрессии, ненависти, негативных эмоций со стороны родителей я даже не рассматриваю) и т.д. приводят к одной программе "я не нужен этому Миру/в этом Мире". И чем выше уровень осознания родителей, которые не могут справиться со своими эмоциями и которым не хватает терпения, тем большая вероятность установить подобную "родительскую программу".



ifeya
18 май, 2014 16:02 (UTC)
Да, Вы правы, с "осознали" - это я загнула, причём сама не так давно писала о разнице между осознанием и пониманием. Здесь речь о понимании отдельных вещей.

Спасибо за Ваше мнение, очень интересные мысли.
creosote_breeze
18 май, 2014 17:33 (UTC)
по-моему, люди, занимающиеся подобного рода саморазрушением, не задумываются об осознанности, энергиях и подобных вещах. они делают то, что принято. принято в кинотеатре жевать поп-корн - они жуют, принято в их тусовке обуждать сериалы - они смотрят сериалы, чтобы было, что обсуждать. при этом они могут прекрасно понимать, что им этого на самом деле не очень-то хочется, но "все ж так делают, а я что, рыжий что ли?". надо же, чтобы "все как у людей". по-моему, тут страх оказаться белой вороной плюс страх перед любыми изменениями. тащемта, да, возможно ноги растут как раз из низкой самооценки.
ifeya
18 май, 2014 19:23 (UTC)
По моим наблюдениям и так, и эдак возможно. Разные ситуации и причины, но и те, кто осознают и задумываются - оказываются в таких ситуациях и жизненных периодах. Причины и продолжительность различается, правда.
ensoru
18 май, 2014 17:58 (UTC)
Я думаю, во многих случаях имеет место быть некий "компромисс с самим собой". Опять-таки, очень западное, про-христианское явление: "Вот я тут пострадаю, и будет мне счастье. Потом. Я же пострадал - значит, заслужил".
Потом - поведение, как все. Ну про это можно даже не объяснять. Нам привиты определённые стереотипы успешности, чтоб в системе мы хорошо выполняли свои функции. "Так принято".
Эти две вещи очень крепко укоренились в сознании у многих.
Не знаю уж, имеет ли тут место быть страх перед смертью - возможно, желание "иметь от жизни всё" как раз с ним и связано. Боязнь не успеть куда-то, за кем-то и т.п.

UPD. Прочла комментарии - да, я тоже думаю, что с "осознанностью" это мало общего имеет. Но даже люди, живущие более-менее осознанно, иногда скатываются в такого рода "программы". По крайней мере, ощущают их влияние на себе.

Edited at 2014-05-18 17:59 (UTC)
ifeya
18 май, 2014 19:25 (UTC)
Задумалась, откуда ноги растут у "компромисса с собой"....
annawinnik
18 май, 2014 18:47 (UTC)
неуверенность в себе, в то, что можно все сделать по-другому. лень. Наша ментальная вера в "авось все само сделается". Желание идти по пути наименьшего сопротивления. Отрицательный предыдущий опыт попыток выхода из ситуаций, которые направлены на самоуничтожение. Это я попыталась свой опыт вспомнить и проанализировать. Больше в сторону неуверенности в себе и отрицательного предыдущего опыта у меня мысли уходят
ifeya
18 май, 2014 19:28 (UTC)
Кстати, важный аспект Вы упомянули про отрицательный предыдущий опыт. Очень мощный страх - страх повторного (очередного) разочарование. И тогда сопротивление переменам будет мощное. Из серии "не высовывайся, инициатива наказуема" - только не на уровне коллектива, а на своём.
jaana_frieda
18 май, 2014 19:59 (UTC)
у меня последний пост именно об этом в журнале.
Да, вариант самоненависти. Ненависти к тому, что я делаю и не могу перестать делать, потому что НАДО такое надо. Потому что родители выжигали альтруизм в голове каленым железом. Потому что не хватает ресурса на этот альтруизм, когда в Анахате дыра и Муладхара на нуле
ifeya
18 май, 2014 20:18 (UTC)
Интересный пост. Когда я курила, у меня была ситуация наоборот: курение подкрепляла приятные процессы, как будто наполняло их доп.силой.

"Дыра в Анахате и Муладхара на нуле" - это Вы шикарно сказали.
(без темы) - jaana_frieda - 18 май, 2014 20:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 19 май, 2014 08:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - jaana_frieda - 18 май, 2014 21:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ifeya - 19 май, 2014 08:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - jaana_frieda - 19 май, 2014 10:09 (UTC) - Развернуть
streka_libel
18 май, 2014 23:29 (UTC)
самонаказание?
прокрастинация?
ifeya
19 май, 2014 08:53 (UTC)
А первопричина оных?
(без темы) - streka_libel - 21 май, 2014 08:36 (UTC) - Развернуть
kampara
20 май, 2014 11:59 (UTC)
Имхо, не всегда так очевидно, что есть деструктив, а что - нет. Та же работа: в ней есть плюсы и минусы. Есть что-то, что не получается, но вы продолжаете "долбать" (а не сразу ищете другую), хотя это расстраивает. Есть в той же работе и то, что приятно и адекватно оплачивается.

Не очень поняла вас, что значит, "самоуничтожением занимается подавляющее большинство людей "западного" мышления"? По общению с ними, мне кажется, эти люди как раз делают, что считают нужным (а не то, что говорит общество).

А главный ответ по сабжу: неумение слушать себя и незнание себя. Что именно ДЛЯ ТЕБЯ хорошо и плохо? Что расстраивает/что радует? Каковы твои приоритеты в жизни (оставить общественное мнение)? От этого и идет саморазрушение, человек просто не осознает, что его губит, от чего нужно отказаться и куда направить силы, от чего черпать энергию.

Edited at 2014-05-20 12:04 (UTC)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 60 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com