?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Все мы бываем неправы. Совершаем ошибки. Делаем глупости. Обижаем. Допускаем просчеты.

А надо понимать с первого раза. Раз уж делать — то правильно. Поступать умно. Помнить об интересах окружающих. Семь раз отмерить, и один — отрезать.

НЕ получается. Если, конечно, вы — живой человек.

Как вести себя, когда ошибся? Признать свою ошибку. Принести извинения. Жить дальше.

Всё просто.

В повседневной жизни распространена другая стратегия: долго изворачиваться, со скрипом признать свою ошибку, сквозь зубы извиниться, долго-долго оправдываться, в конце концов — сделать виноватыми всех вокруг, но не себя.

Чем ниже самооценка человека, тем с большим азартом с большей настойчивостью он реализует эту стратегию. А почему? Потому что он верит, что если правильно подобрать оправдания — то он окажется «совсем не виноват». Потому что он думает, что хороший человек никогда не ошибается. А он очень хочет быть хорошим человеком.

Самый простой путь быть «хорошим» — вовремя найти плохого — того, кто не дает ему проявить свою подлинную безупречную незапятнанную идеальную сущность.

Кто у нас нынче «плохиш»? Жена меня не понимает, начальство унижает, дети не слушаются, муж не любит, родители достают, транспорт опаздывает, будильник ломается, врачи не лечат, соседи шумят, бензин кончается, здоровье портится. Поймите меня правильно, я не виноват.

Не оправдывайтесь.
«Я опоздал, извините, просто вчера поздно лег, было много работы, с утра несколько деловых звонков, вы же знаете, какой у нас сейчас аврал, всё как всегда в последнюю минуту, разве же тут можно хоть что-то сделать вовремя — вечная спешка…»

«Я опоздал, прошу меня извинить».

Заметили разницу?
Не оправдывайтесь. Оправдания превращают вас в жертву обстоятельств и лишают вас жизненной силы. Вы сами начинаете воспринимать себя как мелкую сошку в полноводной реке человеческих отношений. Вы теряете самоуважение и уверенность в себе. Вы теряете доверие других людей, потому что много суетитесь вокруг собственной персоны и постоянно защищаетесь.

Вы не ошибаетесь — вы учитесь, и в этом ваша сила
Будьте открыты и честны. Жизнь — это обучение. Вы никогда бы не ошибались, если бы знали, чем дело кончится. Только жизнь устроена так, что ни одно дело не начинается в стопроцентной уверенности, что оно получится. Поэтому будьте открыты полученному опыту и честно признавайте, если что-то не получилось.

Такая стратегия отношения к неудаче позволит вам психологически завершить событие:

• вы сделаете выводы и учтёте их в дальнейшем, не истощая себя бесплодным чувством вины

• это укрепит вашу личность — потому что признавая свою вину, а не взваливая её на других, вы поступаете как хороший человек

• это укрепит ваше самоуважение — потому что вы признаёте ошибочным только свое конкретное действие, но не всё своё существование

В следующий раз, если вы заметите, что начинаете оправдываться — остановитесь и сдержитесь. И вы почувствуете больше личной силы, даже если услышите о себе много неприятного. Сдержитесь. Дайте людям выразить свое отношение к вам, если они хотят, и примите это мужественно. Сдержитесь. Сделайте выводы и продолжайте жить.

Автор: Ольга Орлова

Комментарии

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
livejournal
28 май, 2015 12:35 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
mishuk_m
28 май, 2015 12:46 (UTC)
Ещё, человек, который извивается и не признаётся, возможно, в прошлом получил травму и боится, что его не примут и не полюбят, а будут обвинять. Страх признаться.
ifeya
28 май, 2015 13:03 (UTC)
Да.. Причины разные могут быть, но результат - себе же хуже. Защитные механизмы тоже часто истощают.
mishuk_m
28 май, 2015 13:52 (UTC)
Дисгармония истощает :) Её ж питать надо.
samaposebe99
28 май, 2015 13:51 (UTC)
Еще в юности уяснила для себя одно правило:" Оправдывается тот, кто виноват."
Могу признать свою ошибку, могу извиниться, оправданий не делаю сама и не слушаю.
ifeya
28 май, 2015 13:54 (UTC)
" Оправдывается тот, кто виноват." - мудро!
dyshechka22
28 май, 2015 15:01 (UTC)
Еще есть тонкий нюанс между оправданием и объяснением почему ты сделал так. Причем от разных людей одно и тоже (во всяком случае на первый взгляд) воспринимается по разному.
По мне нет ничего страшного признать и сказать: "Я была не права". Если имеет смысл, объяснить почему так поступила-сказала и т.п. Но вот оправдание... Думаю, оно кажется таким ... скользким, потому что человек сам не может толком понять почему (формально может и говорить, что понимает и верить в это, а вот фактически...) поступил тем или иным образом.
ifeya
1 июн, 2015 17:03 (UTC)
Я тоже, кстати, об этом думала... Потому что нужно учитывать ещё восприятие собеседника. Бывает поясняешь ситуацию, а тебе в ответ "да чёёё ты, не оправдывайся"....?!?!.... Впрочем, другие люди это другие люди. Как и всегда нужно быть честной перед собой и не оглядываться.
thirtytwogods
28 май, 2015 17:46 (UTC)
Интересно. А для меня данный пример оправданий -- это не столько оправдание, сколько проговаривание процесса поиска причин ошибки.
Мне очень часто говорят, что я оправдываюсь, хотя обычно у меня иная цель -- я озвучиваю свои ошибки для того, чтоб другие на них не напоролись. Вот как дорожные знаки расставляю :)

Т.е. для меня монолог "Я опоздал, извините, просто вчера поздно лег, было много работы, с утра несколько деловых звонков, вы же знаете, какой у нас сейчас аврал, всё как всегда в последнюю минуту, разве же тут можно хоть что-то сделать вовремя — вечная спешка…" это первый этап вербализируемого мыслительного процесса, за которым должен следовать второй -- выводы:
1) нужно внимательнее следить за временем или поставить будильник на время, когда пора ложиться спать ("просто вчера поздно лег")
2) нужно научиться лучше структурировать свое время ("было много работы, с утра несколько деловых звонков, вы же знаете, какой у нас сейчас аврал, всё как всегда в последнюю минуту, разве же тут можно хоть что-то сделать вовремя — вечная спешка…")

Проблема, как по мне, тут в том, что привычка думать вслух -- не из лучших.
ifeya
1 июн, 2015 17:10 (UTC)
Как думаете, то,что вы делаете это (вербализация с анализом) публично - никак не связанно таки с желанием в какой-то мере не брать на себя остветственность полностью самостоятельно?
thirtytwogods
1 июн, 2015 17:18 (UTC)
Думаю, что нет.
Если, условно говоря, я озвучила некому Васе причины своего опоздания это же не отменяет ни самого факта конкретно опоздания, ни того, что опоздала именно я, а не кто-то другой, ни того, что разгребать последствия опоздания придется именно мне.
quangel
28 май, 2015 23:00 (UTC)
Хех,я вот никогда не оправдываюсь,по крайней мере внутренне. :)) Наоборот,всячески стараюсь,чтобы моя энергетика не убила этого жалкого смертного,который посмел открыть рот и выдвигать великому мне какие-то человеческие претензии. :))) А то ведь сожгу в аффекте душонку,а потом кармическая ответка накатит,разгребать замучаешься. :)
ifeya
1 июн, 2015 17:11 (UTC)
Я даже не знаю, как вы смогли написать мне это сообщение, и от вашей энергетики не взорвался компьютер:))
quangel
1 июн, 2015 17:25 (UTC)
Просто вы от политики далеки,и не проповедуете ни агрессивный клерикализм,ни атеизм. :) Особых резонансов нет,карать моей всевластной Огненной Дланью пока не за что. :))) Кстати если на текущей авке реальная фотка,срочно уберите,такие вещи вообще светить нельзя при магической деятельности. Печатный текст информации не несет,а фото или рукописный текст - реальный вход в полевые структуры.
ifeya
1 июн, 2015 19:57 (UTC)
Вообще, я о вашем компьютере беспокоилась)

Да, фото моё. Думаю, я всё же смогу пережить "вход в полевые структуры")) Я персонаж достаточно открытый и не привыкла скрываться от "аццких порч" за аватарками и никнеймами. Но благодарю за заботу:)
quangel
1 июн, 2015 21:35 (UTC)
Разные ситуации бывают,от личных ударов обиженных клиентов может и отобьетесь,а от эгрегорных врядли. Найдется какой-нибудь "Православный воин" Энтео или еще какой Милонов,которому нужна будет не ваша конкретная личность,а просто по должности язычество ненавидит. Жахнет какой-нибудь "молитвой Петра-Могилы" для изгнания бесов или апостольской,которой в свое время Петр сбил воспарившего Симона-мага,тут пожалеете о лишней открытости...:))
ifeya
2 июн, 2015 19:04 (UTC)
:D Время покажет.
madik_1982
29 май, 2015 04:39 (UTC)
интуитивно никогда не делала этого.
ifeya
1 июн, 2015 17:12 (UTC)
Видимо, и хорошо)
himawari_sun
30 май, 2015 19:28 (UTC)
А ведь действительно так и выходит, когда сразу признаешь свою ошибку и на душе сразу легче становится и себя не терзаешь.
( 21 комментарий — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com